В точке излома

В точке излома

Несколько столетий российская государственность пыталась перенять те или иные модели социально-политического устройства, модернизируясь на разные лады и подстраиваясь под логику развития западного соседа. На сегодняшний день в связи со сложной экономической и политической ситуацией становится актуальным ревизионистский взгляд на политико-экономические конструкции и  принципы, которые определяют вектор дальнейшего развития страны. Вопрос о российской идентичности как праве на суверенное самоопределение культурных установок и ценностей, моделей экономического развития и цивилизационных элементов, отражающих структуры российского культурного кода, стоит сегодня наиболее острым образом. Учитывая остроту ситуации, едва ли человек в здравом уме и доброй памяти будет руководствоваться результатами исследований, основанных на усредненных и обезличенных показателях, отражающих интересы не конкретных групп людей и политических единиц, но некие «универсальные», «общечеловеческие» принципы, подразумеваемые оным исследованием как данность и по неизвестной причине возведенные абсолют. Поэтому очевидно, что любая работа в гуманитарной области, не учитывающая столь серьезных внешних вызовов, должна быть либо полностью пересмотрена, либо недееспособна в принципе. Такого рода работы представляют разве что историческую или формальную ценность. Слепое следование старым теориям и авторитетам, продолжающим по инерции руководствоваться идейными матрицами, которые в результате развертывания своего содержания привели к необходимости поиска альтернативы, будет приводить только к экзальтации накопившихся противоречий и усилению всеобщего раздражения от невменяемости и неэффективности выбранных стратегий.

Когда экономика государства находится в точке бифуркации, необходим обширный взгляд на проблему, очерчивающий возможные пути ее решения. Другими словами, необходимо найти такие ориентиры, которые позволили бы отстаивать цивилизационные, экономические, политические, культурные и любые другие интересы Российской Федерации в рамках сферы хозяйственных отношений. Учитывая первостепенную важность экономики в современном мире, естественно предположить, что эти ориентиры глубоко коренятся в ментальном устройстве человека и должны обеспечивать его частными импликациями, которые не лишены значения, но, как правило, ускользают от их осознания. Любая система хозяйственных отношений базируется на некотором идейном фундаменте, который разделяют люди, участвующие в экономической сфере. Но вот что интересно: подходят ли модели оформления экономических отношений, являющиеся продуктом мировоззрения одного общества, одной социальной структуры, локализуемой географически и исторически, для организации хозяйственной деятельности других обществ? Современная Россия с конца ХХ века выстраивает логику экономических отношений на моделях либерального капитализма, т.е. пытается перенять не только практические формы ведения хозяйства, но и идейный пласт, на котором эти процедуры базируются.

Сегодня можно с уверенностью говорить, что выбор «западного пути» в экономике себя не оправдал: это осознается не только народными массами, испытавшими на себе всю тяжесть реформ, но и представителями высшего эшелона, даже некогда разделяющими уверенность в эффективности этого пути. Накопилось множество исследований и работ, освещающих проблематику либерально-капиталистического экономического уклада, занимающего господствующие позиции в мире. Об этом говорят и пишут В.Ю. Катасонов, М.Г. Делягин, А.Г. Дугин, А.И. Фурсов и другие русские мыслители. Кризисный характер капиталистической системы ведения хозяйства, исчерпание либеральной экономической мысли, необходимость преодоления возникающих в связи с этим проблем и общая неприемлемость данной формы организации хозяйственных отношений для русского общества становятся очевидной. В статье «Мифология рыночного фундаментализма - основное препятствие развитию России» А.С. Дёгтев, разбирая основные проблемы, связанные с бездумным калькированием западноевропейской модели экономики, делает следующий вывод: «Развитие России несовместимо с либерально-неоколониальной моделью экономики, для ухода от которой необходимо, прежде всего, разрушить мифологию рыночного фундаментализма, как в массовом сознании, так и в управленческой структуре правящей элиты». Можно сказать, что этот вывод является суммой интуиций и работ в социально-экономической сфере патриотически-ориентированной интеллектуальной элиты России.

По сути, речь идет о необходимости абсолютного и безапелляционного порывания с либеральной моделью экономики, принятой в конце ХХ века: непринятие, обусловленное не столько техническими или функциональными проблемами, сколько мировоззренческим конфликтом в интерпретации концептуального среза либеральной модели экономики. Серьезнейшее отторжение российским обществом капиталистической системы хозяйствования и сопутствующих ей факторов приводит к необходимости подробного осмысления существующей системы. Теория всегда предшествует практике, и чтобы понимать для чего делаются те или иные шаги, нужно владеть способом правильной интерпретации этих действий. Необходимо ясно понимать, какими идеями руководствуется целая цивилизация, разделяющая логику либеральной экономики, на чем основана уверенность в действенности этих идей. Для понимания либерального капитализма необходим своего рода «ключ», «решетка чтения», которая позволила бы адекватно интерпретировать логику этой модели исходя из нее самой, а не из чьих-то убеждений или предпочтений. Без этой «grille de la lecture» (решетки чтения) бессмыслица при анализе гарантирована, а поскольку большинство современных экспертов от экономики просто игнорируют концептуальный, идейный, философский фундамент экономической науки, то решение проблемы может затянуться на долгие десятилетия. В этом ключе мы проведем реконструкцию концептуального поля экономики либерального капитализма, чтобы воссоздать (в самых общих чертах) ту мировоззренческую подоплеку практических процедур, которая и вызывает противоречия при соприкосновении с русским менталитетом. Воссоздав «ключ» для понимания логики западноевропейского способа оформления хозяйственной деятельности становится возможным критически адекватное прочтение экономической парадигмы, заимствованной Россией в конце прошлого столетия. Соответственно, подобная реконструкция позволяет вскрыть концептуальную подоплеку либерального капитализма и экстериоризировать противоречия, не позволяющие этой форме организации сферы экономических отношений адекватно выполнять свою функцию в пространстве российского общества.

 

Социальные сети и контакты

Контакты

C использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов