Гражданские инициативы в современном обществе.

Работа аспиранта кафедры сравнительной политологии РУДН на Конкурсе информационно-аналитических и научных работ «Твой интеллект – на благо России!»

Гражданские инициативы в современном обществе.

Проводимые в настоящее время в Российской Федерации преобразования, направленные на укрепление государства, обеспечение его демократического, правового и социального характера, тесно связаны с формированием целостного, активного и эффективного гражданского общества в стране.

Несмотря на неоднозначное развитие в пространстве и во времени российского гражданского общества, можно с уверенностью говорить о большом потенциале его развития в условиях быстро меняющейся внешне- и внутриполитической конъюнктуры.

Социально-экономическое развитие государства подразумевает трансформацию и изменение экономических, политических, социальных институтов. С усложнением общественных отношений усложняются и механизмы взаимодействия между властью и обществом. Широкое развитие информационных технологий и их внедрение во все сферы общественно-политической жизни позволяет говорить о формировании информационного общества, в котором все большую роль начинают играть такие институты, как электронная демократия, электронное правительство, электронный парламент и т.д. Все большее влияние на процесс выработки и принятия политических и управленческих решений начинают оказывать гражданские инициативы, направленные на решение актуальных вопросов общественной жизни.

Участие людей в гражданских инициативах способствует их просвещению, повышению способности к самоорганизации, формирует навыки сотрудничества и социально ответственного поведения. Гражданские инициативы способствуют улучшению системы социального, экономического и культурного обеспечения населения, а также повышению качества принимаемых чиновниками управленческих решений. Формируется общество активного гражданского участие, главной задачей которого является не противопоставление себя власти, а налаживание партнерских отношений с ней.

Особенности взаимодействия государства и гражданского общества в России

В конце XX начале XXI вв. в мире особо активно стали проявляться следующие тенденции общественного развития – глобализация международных связей и процессов, расширение мировых рынков, сближение экономических и политических границ между различными государствами, активное участие институтов гражданского общества в государственном управлении и принятии ключевых управленческих решений. На смену жестких вертикальных управленческих связей в обществе стали приходить партнерские горизонтальные связи, которые подразумевают открытость органов государственной власти к диалогу с обществом и общественными институтами и готовность к выработке и принятию компромиссных решений на основе общественно-государственного консенсуса.

Глобализация мировой общественной жизни принесла не только положительные моменты для государств, но также внесла долю неопределенности и даже непредсказуемости во внешнюю и внутреннюю политику различных стран. Так, с глобализацией финансово-экономической сферы все чаще случаются мировые экономические и финансовые кризисы, которые способны нарушить нормальное и поступательное развитие различных государств, а также распространить атмосферу нестабильности в обществе.  Неудивительно, что в сложившихся условиях увеличивается количество субъектов как официальных, так и неофициальных, которые играют активную роль в принятии управленческих решений и в осуществлении публичной политики. Наличие сложных политических проблем, которые невозможно решить с помощью одного актора, требует участия других акторов, представляющих различные общественные группы и организации. Традиционные институты власти стали терять свой монополизм на осуществление публичной политики, разработку государственной повестки дня и решение важнейших общественно-политических вопросов и задач.

Современный политический процесс в России характеризуется разнообразием форм и типов взаимодействий между субъектами и объектами политики. Тем не менее, можно выделить три основных участника политического процесса: государство, бизнес, гражданское общество. Несомненно, каждый участник обладает своим политическим «весом» и способностью влиять на принятие тех или иных политических решений. Главная роль, и это неудивительно, отводится государству, т.к. именно оно представляет собой власть. Бизнес сообщество и гражданское общество не имеют прямых властных ресурсов и не обладают возможностью прямого влияния на принятие государственных решений и актов. Несмотря на это, у двух данных игроков имеются определенные рычаги влияния (консультации, экспертизы, общественные советы, профсоюзы и т.д.), с помощью которых они могут доносить свое мнение до властных структур и оказывать влияние на принятие тех или иных политических решений. В рамках исследования роли гражданских инициатив в политическом процессе в России нас будут интересовать следующие аспекты взаимодействия и взаимосвязи гражданских инициатив и государственной власти: предпосылки взаимодействия, характер и способы взаимодействия государственных органов власти и общественных инициатив, результаты взаимодействия, роль гражданских инициатив в повышении эффективности государственного управления и принятия сбалансированных управленческих решений. 

Институционализация новых форм взаимодействия государства и институтов гражданского общества происходит на современном этапе развития России. Важным институтом такого взаимодействия является институт электронной демократии. Под институтом электронной демократии стоит понимать совокупность отношений, электронных площадок и платформ для транслирования политики государственных институтов в общество и получение обратной связи от общественных институтов государством. До недавнего времени тема роли Интернета в государственном управлении освещалась весьма скромно и несодержательно. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что Интернет продолжает усиливать свою роль в процессе выработки государственных решений, а также их общественной экспертизы. Интернет также является важнейшей платформой для аккумулирования разнообразных гражданских инициатив и их последующей трансляции в компетентные органы государственной и муниципальной власти.

Гражданские инициативы и диалог «власть-общество»

Понятие гражданской инициативы имеет множество трактовок и определений. Автор рассматривает гражданскую инициативу как форму коллективного волеизъявления граждан, проживающих на определенной территории, направленную на решение определенного вопроса или проблемы, представляющей важное значение для общества. Гражданскую инициативу стоит рассматривать не только как способ донесения позиции населения по определенному вопросу в органы власти, но и как форму общественного действия, направленную на решение проблемы, защиту и отстаивание своих гражданских прав. Участие в гражданских инициативах, как правило, осуществляется на добровольной основе и на общественных началах. Отсутствие финансовой заинтересованности участников гражданских инициатив делает процесс выработки и принятия решение участниками более прозрачным и снижает коррупционную составляющую.  Данный факт необходимо подчеркнуть, так как в отличие от властных структур, участники гражданских инициатив не имеют властного ресурса и, следовательно, не заинтересованы в принятии решений в собственных корыстных целях. Отсутствие бюрократических барьеров и проволочек делает гражданскую инициативу эффективным и оперативным инструментом реагирования на острые социально-политические проблемы и вызовы.

Повышение общественного участия в государственном и муниципальном управлении является приоритетной задачей как для гражданского общества, так и для государственной власти. С целью принятия справедливых и необходимых законов и нормативных актов государство должно вовлекать в данный процесс общество и разнообразные общественные институты: НКО, фонды, кооперативы, профсоюзы, экспертные объединения, инициативные группы и движения по интересам и т.д. Данная мера является крайне необходимой, так как зачастую государство не стремится привлекать общество к обсуждению законопроектов, имеющих важнейшее государственной значение. В своем Послании Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2013г. В.В. Путин еще раз подчеркнул необходимость вовлечения граждан и институтов гражданского общества в процесс выработки ключевых государственных законов, решений и стратегий: «Считаю, что все законопроекты, ключевые государственные решения, стратегические планы должны проходить гражданское, так называемое «нулевое», чтение с участием НКО, других институтов гражданского общества. Как при федеральных, так и при региональных органах исполнительной власти необходимо создавать общественные советы. Конечно, во многих органах власти они уже есть, но не везде. И самое главное, они не должны быть формальным придатком и декоративной структурой, а призваны выступать в роли экспертов, а порой и конструктивных оппонентов ведомств, быть активными участниками системы противодействия коррупции».[1] Действительно, в настоящий момент при многих региональных и федеральных исполнительных органах власти созданы общественные и экспертные советы, ответственные за взаимодействие с гражданским обществом. Но, к сожалению, степень и такого взаимодействия в данный момент является во многом формальной и эпизодической. Причинами низкой гражданской активности российского общества являются: аполитичность большинства населения, отсутствие доверия к местным органам власти, а также к гражданским объединениям и организациям, отсутствие веры в собственные силы и в то, что гражданская инициатива может быть донесена до органов власти и, в конечном счете, быть реализована и др. Граждане РФ в своем большинстве просто не верят в то, что инициатива «снизу» может оказать влияние на политический процесс и быть услышана «сверху» - в органах власти. Учитывая перечисленные обстоятельства, можно сформулировать основные направления совместных действий власти и гражданского общества для повышения гражданской культуры, уровня взаимного доверия и гражданского участия населения РФ:

 - повышение интенсивности взаимодействия властных структур и институтов гражданского общества в рамках экспертных и общественных советов при органах местной и государственной власти, дискуссионных площадок, общественных слушаний, экспертиз, органов общественного контроля;

- подробное информирование граждан о планах работы органов местного самоуправления, федеральных органов исполнительной и законодательной власти на регулярной основе (квартальные, полугодовые и годовые отчеты для населения);

- предоставление информации о реализуемых проектах, с указанием имен ответственных чиновников, сроков окончания проектов, бюджетах и отчетах об исполнении заданий;

- гражданско-политическое просвещение граждан (в образовательных учреждениях, на работе, по месту жительства). Формирование гражданской культуры у населения. Донесение до граждан их основных прав и обязанностей в сфере государственного и муниципального управления;

- широкое освещение успешно реализованных гражданских инициатив разнообразными СМИ (выделение эфирного времени в прайм-тайм на федеральных телеканалах). Информирование общественности о реализуемых в тот или иной период времени общественных инициативах, предоставление информации о способах участия в гражданской инициативе и о важности такого участия (позитивная пропаганда).

Перечисленный перечень мероприятий, по мнению автора, является лишь малой частью масштабного плана по формированию граждански-активного населения в России. Важно понимать, что активное и сильное гражданское общество не может появиться сразу. Этому предшествует целый комплекс мер, направленных в первую очередь на формирование культурно-ценностных установок граждан. Демократический путь развития государства предполагает и повышенную степень ответственности граждан за происходящее в стране. Каждый гражданин государства должен четко понимать свою значимость и свою ответственность за политическую обстановку в стране, а не сваливать всю вину за происходящее на органы власти и на конкретных чиновников. Процесс «создания» просвещенного, активного и ответственного гражданина является очень сложным и длительным, но именно от его качества, зависит успешное развитие гражданского общества и правового государства.

Сегодня в России имеется потенциал роста гражданской активности как на местном, так и на федеральном уровнях. Это подтверждают и данные проведенного в марте 2014 г., исследования Института социологии РАН при поддержке фонда ИСЭПИ «Гражданский активизм: новые субъекты общественно-политического действия». Эмпирической основой исследования стал опрос 1600 респондентов от 18 лет и старше, представляющих 10 социальных групп. Исследования проводилось в 58 населенных пунктах: города, села, районные и областные центры. Проведенное исследование выявило две основные стратегии, в соответствии с которыми выстраиваются поведенческие практики россиян: 1) полное отчуждение от внешней окружающей среды и замыкание на своем собственном микромире (семья, узкий круг друзей); 2) обращение к активистким практикам в различных сферах общественной жизни. Хотя вторая стратегия в настоящий момент характерна для меньшинства россиян, ее наличие и проявление в тех или иных формах позволяет говорить о поступательном развитии гражданского активизма в российском обществе.[2] Этому развитию во многом способствует изменение ценностных ориентаций и поведенческих установок граждан, участвующих в гражданских инициативах на регулярной основе.

Проведенный Институтом социологии РАН опрос в марте 2014г. показал, что в России сформировался слой активно настроенных граждан, готовых оказать или уже оказывающих поддержку различным общественным организациям, движениям и инициативам. Различную степень политической активности сегодня демонстрируют 57% россиян, из которых 12% практикуют непосредственные формы участия в гражданских инициативах, а 45% проявляют интерес к общественно-политической жизни, но пока находятся преимущественно в формальной форме вовлеченности в общественно-политическую жизнь. Проведенное исследование выявило потенциал увеличения активного гражданского ядра с 12% до 20% за счет большего включения периферийного слоя населения. Перспективы данного роста во многом связаны с интенсификацией деятельности тех институтов, которые предоставляют возможность гражданам решать конкретные социальные и политические задачи на местах.[3]

Гражданские инициативы (ГРИН) призваны аккумулировать мнение не только активного гражданского ядра, но также и периферийного слоя граждан, которые, при определенных обстоятельствах, готовы присоединиться к ядру. Стоит отметить, что значительный и еще не в полной мере реализованный потенциал гражданской активности заложен в местных сообществах: на уровне микрорайона, района, округа, области. Решая свои текущие и острые проблемы – ЖКХ, здравоохранение, образование – люди учатся самоорганизовываться и вырабатывать совместные проекты решения социальных проблем. На местном уровне у людей появляется возможность напрямую участвовать в местном самоуправлении, решать вопросы местного значения, организовывать сети взаимодействия, вести постоянный диалог с органами муниципального управления. Совместное решение текущих местных проблем: вопросы экологии района, проведение всеобщих субботников, отстаивание интересов ТСЖ, проведение митингов и тематических акций - способствует гражданской мобилизации местного сообщества, повышает уровень взаимного доверия и способствует повышению эффективности принимаемых органами местной власти управленческих решений.

Платформы и площадки для реализации гражданских инициатив

На сегодняшний день в России сформировалось определенное количество платформ и площадок для аккумулирования общественного мнения, выработки гражданских инициатив, их транслирования в органы власти и выстраивания диалога с государственной и местной администрацией. В последнее время большое распространение получили технологии краудсорсинга и краудфандинга. Данные технологии позволяют оперативно мобилизовать широкие общественные слои населения для решения как сложных и экстренных вопросов (организация помощи регионам, пострадавшим от стихийных бедствий, организация различных волонтерских движений, сбор средств на помощь населению нуждающихся регионов), так и для решения стратегических вопросов государственного значения (проведение опросов мнения населения, общественная экспертиза и обсуждение важнейших государственных законопроектов).  Автором были проанализированы общероссийские платформы, обладающие дальнейшим потенциалом роста и развития. Особенно интересен опыт Москвы в развитии ГРИН, так как именно столичный опыт организации ГРИН зачастую экспортируется в остальные субъекты РФ.

Гражданские инициативы могут транслироваться в органы власти как через институционализированные структуры гражданского общества, так и напрямую, без посредников (пикеты, митинги, народные сходы, общественные акции, сбор подписей, коллективные письма, жалобы, законотворческие инициативы и.т.д.). Более системным является процесс транслирования гражданских инициатив через созданные платформы гражданского общества в Российской Федерации. Структуру современного российского гражданского общества составляют: некоммерческие организации (НКО), неправительственные организации (НПО), волонтерские организации, профсоюзные организации, движения «одного требования», общественные и благотворительные фонды, местные объединения и движения и др.

В настоящее время в России можно выделить следующие платформы и площадки для осуществления гражданского диалога и для транслирования  ГРИН в местные и государственные органы власти: Общественная палата РФ, Экспертный совет при Открытом правительстве РФ (экспертный совет онлайн), государственный электронный портал «Российская общественная инициатива», информационные порталы «Активный гражданин» и «Наш город» (г. Москва),  различные местные дискуссионные площадки, экспертные советы и рабочие группы, организации ГОНГО (Государством организованные негосударственные организации) и многие другие площадки. Среди новых площадок формирования ГРИН можно также отметить Общероссийский народный фронт и Комитет гражданских инициатив А. Кудрина.

Одной из наиболее заметных тенденций современной политической жизни является институционализация форм электронной демократии в государстве. С развитием и вхождением в повседневную жизнь социальных сетей и порталов ВКонтакте, Facebook, Twitter, Livejournal, Instagram и др. у граждан появилась возможность организовывать группы по интересам онлайн, собирать необходимые ресурсы для проведения мероприятий различной направленности (волонтерство, краудфандинг, социальная помощь и поддержка, юридические и психологические консультации и др.). Социальные сети стали неотъемлемой частью как общественной, так и политической жизни. Наряду с рядовыми гражданами, все большую активность в социальных сетях проявляют депутаты, местные и федеральные чиновники, министры и высшие должностные лица государства. Процесс коммуникации через социальные сети позволяет гражданам узнавать информацию о текущей деятельности того или иного органа власти, отчете о проведенных мероприятиях и планах деятельности. Таким образом, социальные сети способствуют уменьшению «информационного вакуума» между обществом и властью. Но, несмотря на всеобщую доступность и количество подаваемой информации, важно уделять особое внимание и ее качеству. Так как в современном обществе информация становится не только общедоступным ресурсом, но она так же может выступать оружием, неправильные манипуляции с которым способны наносить вред как отдельным гражданам или политическим деятелям, так и целым организациям и государственным структурам.

Несмотря на широкое распространение социальных сетей в обществе, государством еще не закреплен их официальный статус как полноправных площадок для формулирования и транслирования гражданских инициатив во властные структуры. Государство, несомненно, прислушивается к мнению «сети», но оно не обязано реагировать на гражданские инициативы, организуемые в социальных сетях. Именно поэтому сформировался общественный запрос на создание официальной платформы для озвучивания общественной инициативы и организации голосования в ее поддержку. Одной из таких официальных площадок для ГРИН стал созданный в 2012г. портал «Российская общественная инициатива». 

Электронный портал «Российская общественная инициатива» (РОИ) на сегодняшний день представляет одну из основных официальных площадок для политического краудсорсинга в России. Данный Интернет-ресурс создан для размещения общественных инициатив гражданами Российской Федерации. Нормативно-правовую основу функционирования портала РОИ составляет указ Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 года N 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием Интернет-ресурса «Российская общественная инициатива». Под общественной инициативой понимаются предложения граждан РФ по вопросам социально-экономического развития страны и повышения эффективности государственного и муниципального управления. Портал РОИ предоставляет следующие опции для своих пользователей:

  • публикация собственной общественной инициативы по вопросам социально-экономического развития страны или ее отдельного региона;
  • ознакомление с размещенными на портале инициативами;
  • голосование «за» или «против» размещенных инициатив;
  • получение информации о ходе и результатах реализации общественной инициативы.[4]

Порталы «Наш город» и «Активный гражданин»» также представляют собой площадку для обратной связи между властными и структурами, и активным гражданским населением. Созданный в г. Москве портал «Наш город» призван повысить степень гражданского участия в решении актуальных вопросов развития города. На портале граждане могут получать необходимую информацию о деятельности органов власти, оставлять свои жалобы на действия /бездействия местных властей, контролировать плановые работы по благоустройство городских территорий, оценивать работу государственных учреждений и осуществлять иные действия по контролю исполнительной власти г. Москвы.

В рамках проекта «Активный гражданин» проводятся опросы населения г. Москвы по актуальным вопросам городской жизни и организовывается голосование в поддержку тех или иных способов решения проблем. Спектр проблем варьируется от выбора дизайна новых станций метро и введения новых автобусных маршрутов в городе до утверждения места строительства детской площадки и создания новых парковых зон. Опросы общественного мнения и результаты голосования по поставленным вопросам на портале «Активный гражданин» передаются в органы законодательной и исполнительной власти г. Москвы и учитываются при принятии управленческих решений. Власти города мотивируют граждан участвовать в опросах и голосованиях, начисляя активным гражданам определенное количество баллов за пройденный опрос или участие в голосовании.  Накопленные балы можно обменивать на различные товары или услуги: парковочные часы, билеты в театр, музей и иные услуги. Число зарегистрированных на портале пользователей постоянно увеличивается. По состоянию на 06.08.2015 на портале насчитывается                                              1 129 227 зарегистрированных активных граждан.[5]

Гражданская инициатива начинается с решения людьми вопросов на уровне своего подъезда, двора, улицы, района, округа и города.  Участвуя в решении городских проблем, граждане также берут на себя часть ответственности за принимаемые управленческие решения. Данный факт очень важен, так как совместная ответственность власти и гражданского общества за разрабатываемые и принимаемые управленческие решения повышает уровень солидарности в обществе, степень доверия к органам власти и улучшает взаимопонимание между населением и государственными и муниципальными чиновниками. Действительно, истинная свобода всегда подразумевает ответственность за свое поведение и за принимаемые решения.

Гражданские инициативы могут транслироваться как через вышеперечисленные площадки, платформы и порталы, так и непосредственно во властные структуры, минуя посредников. В большей мере это касается движений «одного требования», которые создаются для решения конкретного вопроса или проблемы. По достижении поставленной задачи гражданская инициатива либо перестает функционировать, либо переключает свое внимание на решение смежных вопросов, используя уже наработанные социальные связи и механизмы гражданского взаимодействия. Примеров подобных инициатив можно найти множество в каждом субъекте РФ, например: «Движение в защиту Химкинского леса» (г. Химки), «Лига избирателей» (общероссийская гражданская инициатива), «Движение против строительства мусоросжигательного завода в Ясенево» (г. Москва), «Движение в защиту Хопра» (г. Воронеж), «Гражданская инициатива моя Москва» (г. Москва), движения по защите парков, заповедных территорий, движения по защите прав различных слоев населения (пенсионеры, женщины, дети) и другие движения и организации.  У каждой ГРИН имеется различные цели: защита экологии района, защита интересов собственников жилья, защита прав избирателей пенсионеров, малообеспеченных групп населения и.т.д., но всех их объединяет бескорыстное стремление внести свой вклад в решение важных общественных проблем.

Заключение

Повышение уровня гражданского участия в общественно-политической жизни является одной из важнейших задач на современном этапе развития политической системы России. Необходимо проведение специальных мероприятий, направленных на увеличение степени вовлеченности граждан в процесс выработки и принятия управленческих решений. Основная тематика мероприятий, проводимых совместно властными структурами и институтами гражданского общества, должна включать в себя:

  1. Комплексное законодательное регулирование деятельности гражданских инициатив в РФ.
  2. Делегирование ряда полномочий и политических ресурсов институтам гражданского общества (на муниципальном и государственном уровнях).
  3. Разработку образовательно-просветительных программ для всех возрастных групп населения.
  4. Повышение внимания СМИ к гражданским инициативам и информирование граждан о деятельности ГРИН по всей России (новостные сюжеты, информационно-аналитические программы, телепроект «Гражданская инициатива» и др.).
  5. Формирование культурно-ценностных установок населения. Создание общества активного гражданского участия в социально-политической жизни своей страны.

В заключение необходимо отметить, что в периоды кризисов и нестабильной международной экономической и политической обстановки, государство крайне заинтересовано в использовании таких внутренних ресурсов, как сплоченное и эффективное гражданское общество, которое призвано оказывать поддержку власти в проводимом ею политическом курсе. Государство, имеющее прочный каркас в виде сильного гражданского общества, нацеленного на диалог с властью, а не на противопоставления себя последней, может с уверенностью выходить из кризисных ситуаций, не боясь шоковых потрясений и потери своего национального суверенитета. Участие людей в гражданских инициативах способствует их просвещению, повышению способности к самоорганизации, формирует навыки сотрудничества и социально ответственного поведения. Ценностные установки граждан играют ключевую роль в данном вопросе. Задачей государства же является культивирование подобных настроений в обществе и пропаганда активной гражданской позиции всех членов общества. Успешное и поступательное развитие Российской Федерации, формирование стабильного правового государства, а также эффективного гражданского общества во многом зависит от развития гражданских инициатив и повышения уровня их участия в дальнейшем решении социальных, экономических, политических и иных актуальных проблем

 

Список литературы

[1] Городской портал «Активный гражданин». Доступ: http://ag.mos.ru/site/index (проверено 06.08.2015).  

[2] Гражданский активизм: новые субъекты общественно-политического действия. Исследование Института Социологии Российской Академии Наук при поддержке Фонда ИСЭПИ. Доступ: http://politanalitika.ru/analitika/grazhdanskiy_aktivizm_novye_subekty_obshchestvenno_politicheskogo_deystviya/ (проверено 06.08.2015).

[3] Интернет-ресурс «Российская общественная инициатива». Доступ: https://www.roi.ru/page/about/ (проверено 06.08.2015).

[4] Открытое Правительство РФ. Доступ: http://open.gov.ru/opengov/ (проверено 06.08.2015).

[5] Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013г. Доступ: http://www.kremlin.ru/news/19825 (проверено 06.08.2015)

[6] Сайт Общественной палаты РФ. Доступ: https://www.oprf.ru/about/ (проверено 06.08.2015).

[7] Сморгунов Л.В. Управляемость и сетевое политическое управление // Власть. 2014. №6.

[8] Фельдман П.Я. Политический краудсорсинг как институт электронной демократии: проблемы становления и развития // Власть. 2014. №6

[9] Ягодка Н.Н. Гражданская инициатива как фактор повышения эффективности государственного и муниципального управления в Российской Федерации // Вестник Российского университета дружбы народов. №3. – М.: РУДН, 2014. C.47-58.

 

 

[1] Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013г. Доступ: http://www.kremlin.ru/news/19825 (проверено 06.08.2015)

[2] Гражданский активизм: новые субъекты общественно-политического действия. Исследование Института Социологии Российской Академии Наук при поддержке Фонда ИСЭПИ. Доступ:  

http://politanalitika.ru/analitika/grazhdanskiy_aktivizm_novye_subekty_obshchestvenno_politicheskogo_deystviya/ (проверено 06.08.2015).

[3] Гражданский активизм: новые субъекты общественно-политического действия. Исследование Института Социологии Российской Академии Наук при поддержке Фонда ИСЭПИ. Доступ: http://politanalitika.ru/analitika/grazhdanskiy_aktivizm_novye_subekty_obshchestvenno_politicheskogo_deystviya/ (проверено 06.08.2015).

[4] Интернет-ресурс «Российская общественная инициатива». Доступ: https://www.roi.ru/page/about/ (проверено 06.08.2015).

[4] Открытое Правительство РФ. Доступ: http://open.gov.ru/opengov/ (проверено 06.08.2015).

[5] Городской портал «Активный гражданин». Доступ: http://ag.mos.ru/site/index (проверено 06.08.2015)

Социальные сети и контакты

Контакты

C использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов