Историческое самосознание как фактор национального единства. Проект резолюции круглого стола.

Историческое самосознание как фактор национального единства

Проект резолюции круглого стола

 

Историческое сознание - состояние духа народа, выражающее понимание им

исторического опыта предков и судьбы своей страны. Адекватно отражая базовые

культурные и духовные ценности, историческое сознание может служить задачам

развития страны, взращивать новое поколение победителей, или, напротив, будучи

искаженным и лишенным героических идеалов, обречь народ на безверие, порождать

социальную апатию и пассивность. Проблема формирования исторического

самосознания является стержневой в вопросе национальной духовной безопасности

России.

Геополитическая катастрофа конца XX века, распад СССР и драматический путь

становления российской государственности пагубным образом сказались на

историческом самосознании народа, прежде всего, - молодежи. Архитекторы

«либеральных реформ» 1990-х гг. неуклонно разрушали смысловое ядро русской

культуры, прививая ей ложные и чуждые ценности. Усилиями прозападной сервильной

части российской элиты формировался искаженный исторический образ России как

страны - неудачницы, менторски ведомой «передовым западом»; из воспитательного

пространства изгонялся патриотизм; под видом «объективного прочтения» и

демифологизации в отечественной истории вымарывались герои, а на их место искусно

водворялись антигерои и даже предатели, что приводило к утрате нравственных

ориентиров общества. В либерально-западническом взгляде на историю России на основе

нарочитого завышения жертв сталинских репрессий прослеживается отчетливая

тенденция демонизировать Россию, представив всю ее историю «сплошным гулагом».

Западные идеологи и их российские последователи намеренно дегуманизируют

российскую историю. Лишая страну исторической памяти, они стремятся отнять у

российского общества будущее.

Наибольшую остроту идейная борьба приняла вокруг героического подвига

нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-45 гг. Стремление десакрализировать

память о войне, искусное конструирование из народа-победителя бессловесной и

фанатичной толпы рабов, коварное и циничное уравнивание СССР и фашистской

Германии- основное направление современных фальсификаций, направленных на

духовное «разоружение» российского самосознания.

Преодоление искусственно навязанного западом в лице его «пятой колонны»

комплекса «исторической неполноценности» современной России предполагает защиту

исторического самосознания. Исторический опыт должен быть интерпретирован в целях

развития, а не разрушения страны; его интерпретация должна не разъединять, а

объединять общество. В целях социальной консолидации необходима обширная

программа воспитания историей.

Для ее реализации необходимо уйти от сложившихся либерально-западнических

стереотипов оценивания событий отечественной истории, при которых западная модель

общественной жизни рассматривалась в качестве совершенной и единственно возможной,

что противоречит самому духу историзма. Понимание отечественной истории возможно

лишь при условии ее осмысления изнутри, при опоре на ее национальные традиции и

особенности. Пора отказаться от привычки «побираться под чужими окнами»

(И.А.Ильин), а искать свой путь творческого осмысления исторического прошлого во имя

будущего.

Необходима разработка национальной концепции преподавания истории, которая

должна быть максимально свободна от «партийной принадлежности историка», и в

полной мере способствовала бы задачам объединения общества вокруг целей

плодотворного развития всего российского народа.

В условиях многонациональности и поликонфессиональности России и

естественного стремления ее народов обзавестись «национальными историями»,

необходимо твердо отстаивать нерушимость единого историко-культурного пространства

страны, не допускать националистической ревизии истории, растаскивания ее по

«национальным квартирам».

Одухотворение и воспитание общества историей в первую очередь касается

школьного преподавания. Важно преодолеть методическую коллизию исторического

знания, при котором научные дискуссии и профессиональная разноголосица

выплескиваются на головы неподготовленных школьников и студентов в бесконечном

количестве авторских учебников, созданных по принципу: «Я так вижу!» Преподавание

должно строиться на патриотическом основании, непротиворечивом и целостном

освещении истории страны. С этой целью необходима разработка концептуально-

обоснованного, психолого - педагогически выверенного единого учебника истории,

способного стать основой формирования ответственной гражданственности и

патриотизма.

Полагаем необходимым привлекать общественных экспертов-историков к

разработке новых образовательных стандартов по истории в старших классах,

представителей Церкви, поскольку очевидно, что вопрос о духовном здоровье нации не

может быть лишь ведомственным вопросом, а является общественно-политической

проблемой национального уровня.

Формирование исторического сознания, основанного на патриотических

традициях, требует системной и последовательной политики всего государства и

общества. Отдельные патриотические мероприятия, кампанейщина, основанная на

грантах, не дадут социального эффекта. Необходимо поддержать проект закона «О

патриотическом воспитании в РФ», разработанный в Комитете по обороне и

представленный в Администрацию Президента РФ в мае 2016.

Задачи развития страны требуют от исторического образования акцентировать

внимание на «человеческом измерении истории», культурной и бытовой стороне

общественной жизни. Каждый учащийся должен ощущать свою сопричастность с

биографией своей семьи, малой родины, всей Россией. Только в таком случае знание

истории затронет глубинную мотивацию личности.

Формирование личности ответственного гражданина, согретого теплотой

патриотического чувства, возможно лишь при условии, что историческое воспитание

станет делом всей общественности, что требует проведения системной работы в СМИ по

освещению и интерпретации наиболее трудных, идейно-острых проблем отечественной

истории.

Необходимо решительно изменить дело в отечественном кинематографе.

Современный российский ребенок не знает своих героев, образцов для подражания.

Кумирами молодежи становятся идолы потребительской культуры запада, «покемоны

бездуховности». Практически отсутствуют исторические и патриотические фильмы для

10-14 летних школьников. А именно в этом возрасте интенсивно социализируется

личность и закладываются определяющие жизненные смыслы гражданственности.

Целенаправленные усилия по воспитанию истории невозможно без

государственной помощи и поддержки, как в популяризации исторических знаний, так и

в обеспечении доступа к историко-архивной информации для представителей научно-

экспертного сообщества. Все это позволит реализовать главные задачи – повышение

исторической грамотности общества, развитие исторической науки, воспитание в

молодом поколении патриотизма и гражданского сознания.

Участники круглого стола «Историческое самосознание как фактор национального

единства» объявляют о создании постоянно действующей рабочей группы из участников

и привлеченных экспертов, в рамках которой на регулярной основе будет

осуществляться обмен информацией и координация совместных мероприятий,

направленных на достижение поставленных в резолюции целей, благоприятных

изменений в государственной политике и практической деятельности общественных

организаций.

Резолюция принята единогласно участниками Круглого стола 24 августа 2016 года.

Социальные сети и контакты

Контакты

C использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов