Межнациональные отношения в современной России. Чочиева Манана

Работа аспиранта Чочиева М.З. Государственный Университет Управления на Конкурсе информационно-аналитических и научных работ «Твой интеллект – на благо России!» (Специальная секция «В чём мы едины?»).

 

Сегодня, когда западный мир, ведомый США, снова демонстрирует свое истинное отношение к России, межнациональные отношения приобретают особую значимость. Актуализируется вопрос о гармонизации межнациональных отношений, которая является одним из гарантов стабильности общества и условием поступательного развития страны.

Из покон веков Россия была и есть многонациональной, многокультурной, многоязычной державой. По данным переписи 2010 года на территории РФ проживают свыше 180 национальностей, самый многочисленный народ – русские, второй по численности этнос – татары, на третьем месте – украинцы.

Национальность  Численность        Доля в населении России

Русские      111 016 896 77,71 %

Татары       5 310 649    3,72 %

Украинцы  1 927 988    1,35 %

Башкиры   1 584 554    1,11 %

Чуваши      1 435 872    1,01 %

Чеченцы     1 431 360    1,00 %

Армяне      1 182 388    0,83 %

Аварцы      912 090      0,64 %

Мордва      744 237      0,52 %

Другие народы    11 681 073  12,11 %

Многонациональный состав населения России диктует необходимость продуманной национальной политики, направленной на урегулирование межэтнических отношений: национальное строительство, борьбу с крайними проявлениями национализма, разрешение межэтнических конфликтов мирным путем, развитие культурной самобытности народов при сохранении целостности государства.

Межнациональные конфликты необходимо решать. Нельзя позволить, чтобы для лидирующей державы на мировом плацдарме национальный вопрос являлся Ахилесовой пятой. Ведь правильно воспользовавшись этой слабинкой недоброжелатель может раз и навсегда посеять хаос и разруху в обществе. Мы сами не раз видели и знаем из учебной программы по истории, что воины, когда-либо, начавшиеся на фоне национального вопроса, являлись самыми ожесточенными и кровопролитными.

Между тем, само содержание и характер межнациональных отношений начиная с 90-х гг. XX в. по настоящее время определяют факторы, связанные с реформированием российского общества, сложностями его перехода к рыночной экономике, неудовлетворенностью социально-профессиональных и национальных групп своим материальным положением, неверием населения в возможность его улучшения.

На этом фоне органы государственной власти проводят работу, направленную на поддержание в обществе межнационального согласия, с учетом интереса всех национальных групп населяющих Российскую Федерацию. Министерством регионального развития России совместно с комиссиями и комитетами Федерального Собрания Российской Федерации, заинтересованными министерствами и ведомствами организована и проводится работа с общественными, национальными и религиозными объединениями, с целью учета мнения представляемых ими групп населения в процессе выработки, правовых актов, управленческих решений. Так, при их непосредственном участии подготовлены предложения о мерах по борьбе с этническим и религиозным экстремизмом, предупреждению межнациональных конфликтов, сохранению культурного, материального и нематериального наследия народов России, совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере межнациональных отношений.

На уровне субъектов Российской Федерации, определены органы исполнительной власти, курирующие взаимодействие с национальными общественными и религиозными организациями, образованы совещательные консультативные органы при высших должностных лицах республик, краев и областей, объединяющие руководителей национальных общественных объединений и религиозных организаций, представителей научного сообщества. Деятельность этих органов связана с выработкой решений по проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений.

В регионах активизировалась работа с национально-культурными обществами (НКО), Обладая высокой мобильностью, инициативностью, осуществляя повседневные контакты с представителями своих диаспор, представители НКО могут выполнять роль своеобразной "обратной связи": выявлять скрытые болевые точки и оперативно информировать правоохранительные органы и органы государственной власти о складывающихся негативных явлениях, что позволяет предупредить протестные, в том числе, силовые акции. Но хочу заметить , что главное в урегулировании межэтнических проблем не создание или реформирование «структур», а подбор кадров. Этническими и религиозными проблемами должны заниматься люди, профессионально подготовленные к серьёзной аналитической, правовой деятельности в этой области. Это должны быть специалисты, способные не только реагировать на происходящее, но и прогнозировать развитие событий.

Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, в обществе продолжает сохранятся высокий уровень межнациональной конфликтности. Отмечается существенный рост числа межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Они дестабилизируют политические процессы в обществе, ведут к нарастанию социальной напряженности и конфронтации, угрожают безопасности, как отдельных граждан, так и государства. В большей степени эти негативные тенденции проявляются в регионах, испытывающих активный приток легальных и нелегальных мигрантов.

В частности, специфика складывающейся в России и регионах ситуации такова, что население видит в беженцах и переселенцах виновников своего ухудшающегося социально-экономического положения, конкурентов на рынках жилья и труда, на которых они сами испытывают немалые трудности. Раздражающими факторами, особенно в отношении к жителям республик Закавказья, являются и этнокультурные различия – манера вести себя в общественных местах, неуважение к обычаям, традициям местного населения. Существуют и объективные причины этой неприязни – рост преступности на местах, вызванный вынужденной миграцией, передел сфер влияния, в том числе и экономического. При этом важно отметить, что конфликты с участием мигрантов происходят чаще всего не из-за этнической или конфессиональной принадлежности, а на бытовой, экономической, криминальной почве. Этническая причина конфликтов стоит на 4-5 месте.

Назревает вопрос, как же предотвращать подобные конфликты и решать национальные вопросы.

Изначально нам, необходимо понимать природу конфликтов.

Разобравшись в причинах конфликтов с участием людей различных национальностей, можно прийти к выводу, что  конфликт вовсе не межнациональный или межконфессиональный, а иного порядка. Национальный вопрос встал так остро в России из-за того, в стране нет эффективной государственной национальной политики. Это все потому что, власть обычно пытается бороться с последствиями конфликтных ситуаций, а необходимо бороться с причинами. Основные факторы напряженности, из-за чего возникают конфликты на межнациональной почве – это неконтролируемая миграция (ведь мигрантов не надо бояться, но процесс их приглашения должен быть упорядочен и в количественном, так и в качественном отношении. В этом отношении поучителен опыт развитых западных стран), распространение радикального ислама, социально-экономическая депрессия, высокий уровень коррупции в органах власти и бедность северокавказских республик. Аналитики называют также угрожающим китайский фактор.

Сегодня граждан серьезно волнуют, а скажем прямо – раздражают, многие издержки, связанные с массовой миграцией – как внешней, так и внутрироссийской.

Во-первых, очевидно, что нам надо на порядок повысить качество миграционной политики государства. Нелегальная иммиграция никогда и нигде не может быть исключена полностью, но она должна и может быть, безусловно, минимизирована. И в этом плане – внятные полицейские функции и полномочия миграционных служб необходимо усилить. Однако простое механическое ужесточение миграционной политики не даст результата. Во многих странах такое ужесточение приводит лишь к увеличению доли нелегальной миграции. Критерий миграционной политики заключается не в ее жесткости, а в ее эффективности.

В связи с этим должна быть предельно четко дифференцирована политика в отношении легальной миграции – как постоянной, так и временной. Что, в свою очередь, предполагает очевидные приоритеты и режимы благоприятствования в миграционной политике в пользу квалификации, компетентности, конкурентоспособности, культурной и поведенческой совместимости. Такая «положительная селекция» и конкуренция за качество миграции существуют во всем мире. Излишне говорить и о том, что такие мигранты интегрируются в принимающее общество намного лучше и легче.

Второе. У нас достаточно активно развивается внутренняя миграция, люди едут учиться, жить, работать в другие субъекты Федерации, в крупные города. Причем это полноправные граждане России. Вместе с тем тот, кто приезжает в регионы с другими культурными, историческими традициями, должен с уважением относиться к местным обычаям. К обычаям русского и всех других народов России. Всякое другое – неадекватное, агрессивное, вызывающее, неуважительное – поведение должно встречать соответствующий законный, но жесткий ответ, и в первую очередь со стороны органов власти, которые сегодня часто просто бездействуют. Надо посмотреть, все ли необходимые для контроля такого поведения людей нормы содержатся в Административном и Уголовном кодексах, в регламентах органов внутренних дел. Речь идет об ужесточении права, введении уголовной ответственности за нарушение миграционных правил и норм регистрации. Иногда достаточно предупредить. Но если предупреждение будет опираться на конкретную правовую норму, оно будет более действенно. Его правильно поймут – не как мнение отдельного полицейского или чиновника, а именно как требование закона, одинакового для всех.

Во внутренней миграции также важны цивилизованные рамки. В том числе это необходимо для гармоничного развития социальной инфраструктуры, медицины, образования, рынка труда. Во многих «миграционно привлекательных» регионах и мегаполисах эти системы уже сейчас работают на пределе, что создает достаточно сложную ситуацию как для «коренных», так и для «приезжих».

Следует пойти на ужесточение правил регистрации и санкций за их нарушение. Естественно, не ущемляя конституционных прав граждан на выбор места жительства.

Третье – это укрепление судебной системы и строительство эффективных правоохранительных органов. Это принципиально важно не только для внешней иммиграции, но, в нашем случае, и для внутренней, в частности миграции из регионов Северного Кавказа. Без этого никогда не могут быть обеспечены объективный арбитраж интересов различных сообществ (как принимающего большинства, так и мигрантов) и восприятие миграционной ситуации как безопасной и справедливой.

Более того, недееспособность или коррумпированность суда и полиции всегда будут вести не только к недовольству и радикализации принимающего мигрантов общества, но и к укоренению «разборок по понятиям» и теневой криминализованной экономики в самой среде мигрантов.

Нельзя допустить, чтобы у нас возникли замкнутые, обособленные национальные анклавы, в которых часто действуют не законы, а разного рода «понятия». И в первую очередь нарушаются права самих мигрантов – как со стороны собственных криминальных авторитетов, так и коррупционеров от власти.

Именно на коррупции расцветает этническая преступность. С правовой точки зрения преступные группировки, построенные по национальному, клановому принципу, ничем не лучше обычных банд. Но в наших условиях этническая преступность является проблемой не только криминальной, но и проблемой государственной безопасности. И к ней надо соответствующим образом относиться.

Четвертое – это проблема цивилизованной интеграции и социализации мигрантов. И здесь вновь необходимо вернуться к проблемам образования. Речь должна идти не столько о нацеленности образовательной системы на решение вопросов миграционной политики (это далеко не главная задача школы), но прежде всего о высоких стандартах отечественного образования как такового.

Привлекательность образования и его ценность – мощный рычаг, мотиватор интеграционного поведения для мигрантов в плане интеграции в общество. Тогда как низкое качество образования всегда провоцирует еще большую изоляцию и закрытость миграционных сообществ, только теперь уже долгосрочную, на уровне поколений.

Важно, чтобы мигранты могли нормально адаптироваться в обществе. Да, собственно, элементарным требованием к людям, желающим жить и работать в России, является их готовность освоить культуру и язык.

И, наконец, пятое – это тесная интеграция на постсоветском пространстве как реальная альтернатива неконтролируемым миграционным потокам.

Объективные причины массовой миграции,– колоссальное неравенство в развитии и условиях существования. Понятно, что логичным способом если не ликвидации, то хотя бы минимизации миграционных потоков, было бы сокращение такого неравенства. За это ратует огромное количество разного рода гуманитарных, левых активистов на Западе. Но, к сожалению, в глобальном масштабе эта красивая, этически безукоризненная позиция страдает очевидным утопизмом.

Однако нет никаких объективных препятствий для того, чтобы реализовать эту логику у нас, на нашем историческом пространстве. И одна из важнейших задач евразийской интеграции – создать для народов, миллионов людей на этом пространстве возможность достойно жить и развиваться.

Ведь не от хорошей жизни люди уезжают за тридевять земель и зачастую далеко не в цивилизованных условиях зарабатывают себе и своей семье возможность человеческого существования.

С этой точки зрения задачи, которые мы ставим и внутри страны (создание новой экономики с эффективной занятостью, воссоздание профессиональных сообществ, равномерное развитие производительных сил и социальной инфраструктуры на всей территории страны), и задачи евразийской интеграции – это ключевой инструмент, благодаря которому можно ввести миграционные потоки в нормальное русло. По сути, с одной стороны, направить мигрантов туда, где они будут в наименьшей степени вызывать социальное напряжение. А с другой – чтобы люди в своих родных местах, на своей малой родине могли чувствовать себя нормально и комфортно. Надо просто дать возможность людям работать и нормально жить у себя дома, на родной земле, возможность, которой они сейчас во многом лишены. В национальной политике нет и не может быть простых решений. Ее элементы рассыпаны во всех сферах жизни государства и общества – в экономике, социалке, образовании, политической системе и внешней политике. Надо выстроить такую модель государства, цивилизационной общности с таким устройством, которая была бы абсолютно равно привлекательна и гармонична для всех, кто считает Россию своей Родиной.

Все это вполне реально. Так как у  нас есть исторический опыт, которого нет ни у кого. У нас есть мощная опора в менталитете, в культуре, в идентичности, которой нет у других.

Надо стремиться наше «историческое государство», доставшееся нам от предков. Государство-цивилизацию, которое способно органично решать задачу интеграции различных этносов и конфессий.

Предотвращение конфликтов возможно только при комплексном подходе к решению проблемы. Здесь должны быть объединены три составляющие: это силы властей всех уровней, правоохранительных органов, СМИ и семьи. Сегодня, конечно, сложилось множество стереотипов о разных нациях и эти стереотипы в большей степени распространяют СМИ.

Я не пытаюсь разрушить стереотипы, а всего лишь провожу небольшой ликбез. Люди со многим не согласятся, это естественно, но зато эта информация останется в головах.

Многие люди  в чем-то правы, но почему-то они видят деградацию в рядах кавказской молодежи, но не видят ее в рядах представителей других народов. Почему? Кто хотя бы раз бывал на курортах Египта, Турции, может с уверенностью сказать, что наши туристы дадут фору кому угодно. Вы знаете, что только наши туристы крадут вещи на рынках, базарах и считают нормальным ходить и хвастаться, что смогли угнать у араба сувениры в наказание за высокие цены (или просто так)? Не говорю, что так делают все, но многие и это факт!

Стоит ли нам и всему миру судить по этим людям обо всем народе? Я думаю, что нет. Не зря говорят, что в семье не без урода. Вот многие пишут и говорят о том, что большинство кавказцев негодяи, невоспитанные звери. У меня вопрос: сколько кавказцев знаете лично вы? Скольких из них вы можете назвать негодяями? 10, 20, 30, 40?А сколько кавказцев проживает в вашем городе? Я думаю, что не меньше несколько десятков тысяч, а то и больше. Можете ли вы назвать их всех такими же негодяями? А теперь посчитайте и скажите, что такое большинство?

К сожалению, многие не видят хороших ребят, которых нигде не светят, не показывают, вы даже не заметите их на улице. Справедливо будет отметить, что хороших ребят, в том числе и русских нигде не хотят показывать, видимо, не нужны такие примеры… Когда находятся провокаторы в некавказской среде, мы слышим, что эти негодяи не имеют национальности и являются исключением, но с кавказцами все иначе.

К сожалению, российские СМИ уже много лет пытаются очернить представителей Кавказа и делают это с завидной частотой. Журналисты с радостью пишут обо всех происшествиях, виновниками которых были кавказцы, но никто из СМИ, например, не показал сюжеты о ребятах, которые ценою своей жизни спасали других людей.

Или вот, например, недавно спускаясь по эскалатору в московском метрополитена, наблюдала  картину, как пожилую женщину, торопясь пробегая, задел молодой человек явно кавказской национальности, женщина завела со мной завела диалог, на тему того как ей не нравится, что столько приезжих, из ее уст вылетали такие закоренелые для москвичей фразочки, как Москва для москвичей и вообще она не резиновая, все едут и едут. Будучи уроженкой одного из субъектов Северного Кавказа, я молчала, и внимательно слушала, далее мы зашли в один и тот же вагон, где я наблюдала картину, как вагон полон людьми и все сидячие места, естественно, заняты в том числе и мужчинами, а место пожилой женщине уступил не русский молодой человек. Все это я к чему, к тому что эту ситуацию можно спроэктировать на всю страну, и не забывать, как бы банально, это не звучало, что нет плохих наций – есть плохие люди, и это есть среди всех.

 

Некоторые ребята меняются в больших городах, потому что видят, что границы дозволенного стерты. Те парни, что имеют слабый характер, поддаются соблазну.

Необходимо отойти от утверждения принципа “коллективной ответственности” по отношению к нерусским народам, использования унизительных ярлыков и оскорбительных высказываний в адрес представителей нерусских национальностей, манипуляции общественным мнением при помощи известного приема “презумпции виновности”. Основной канал воздействия на общественное сознание – СМИ.

Сегодня власть явно отстаёт от СМИ, не успевает донести до общественности реальную ситуацию, которая имеется в том числе в сфере межнациональных отношений. Власть должна оперативно реагировать на события и донести  до общественности правдивую информацию, но, увы, сегодня поле информационного воздействия не в малой степени занята теми специалистами, которые в погоне за сенсацией, еще более нагнетают обстановку. Общество должно уметь защищать себя. Допустимы даже запретительные меры, например, необходим жесточайший запрет на распространение  ваххабизма и салафизма, хотя это одно и тоже.  Любой здравомыслящий мусульманин, уверен, согласится с такой постановкой вопроса. Эти действия не должны носить антиисламский характер.

Запад и США легко могут «вбить клин» в наше самое уязвимое место – многонациональность, а  это чревато последствиями вплоть до распада страны в целом.

 Мы должны нести ответственность  за разжигание межнациональной розни.

И начать следует фундаментальной единицы общества – с семьи. Воспитание в семье ничем не заменить. Ребенок на начальной  стадии социализации подражает поведению взрослых, а взрослые должны ориентировать ребенка не на отдельные этноконфессиональные ценности, а на общечеловеческие. Молодежью должны заниматься родители и сама молодежь! К сожалению, сегодня, молодое поколение предоставлено само себе и зачастую не получает должного воспитания, от этого все проблемы. Массовая деградация молодого поколения – это, увы, факт! Тоже самое касается и школ, где  обучаются дети разных национальностей. Здесь обязанность педагога оказать благотворное воздействие на процесс становления идентичности детей мигрантов таким образом, чтобы ребенок не думал каждую минуту о том, что он «другой» и не такой как все. Воспитывать терпимость и уважение к людям другой национальности нужно со школы. Однако не менее принципиальный вопрос: кто будет учить этим качествам школьников? Тем, кто уже был замечен в разжигании межнациональной розни, путь в воспитатели нужно закрыть. Причем сделать это на законодательном уровне.

От решения проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны.

Именно поэтому государству необходимо осуществить меры по нормализации межнациональных отношений, решению накопившихся в этой области проблем на основе принципов дружбы и сотрудничества народов. И в тоже время многое зависит от каждого человека. Никто не должен мириться с националистическими проявлениями, с искусственным противопоставлением наций. Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к какой бы нации он не относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом.

 “Мы веками жили вместе. Вместе победили в самой страшной войне. И будем вместе жить и дальше. А тем, кто хочет или пытается разделить нас, могу сказать одно – не дождетесь…

Россия и может оставаться великим государством, если каждый народ и каждый, даже небольшой этнос, будет чувствовать себя в России, как в собственном доме. И те недалекие, просто глупые и тупые люди, которые нарушают этот принцип, полагая, что они действуют в интересах русского народа, они наносят этому народу непоправимый ущерб .

Равенство наций и народов неразрывно связано равенством людей, независимо от их национальности. Это – высший принцип гуманизма цивилизации.

Надо помнить, что воспитывать гуманность нужно с самого детства, ведь  все мы люди, не зависимо от вероисповедания, цвета глаз и кожи, а посему братья.

Хочется всему миру показать, что у нас в России хоть и есть проблемы, но страна является по – настоящему страной! Причём страной межнациональной стабильности.

 

Социальные сети и контакты

Контакты

C использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов