Социальная среда и внешние вызовы. Семья и семейные ценности как основа национального единства. Проект резолюции круглого стола

Социальная среда и внешние вызовы. Семья и семейные

ценности как основа национального единства

Проект резолюции круглого стола

 

Семья – основа настоящего и будущего России, как и каждой страны,

каждого народа и общества в истории человечества. Именно благодаря семье

цивилизации и народы живут, сохраняются, растут, достигают духовных и

материальных успехов и процветания. Не случайно семья и связанные с ней

идеалы – всегда были и остаются среди главных ценностей народов

исторической Руси и России. Сами слова «Родина» и «Отечество»

неразрывно связаны с семьей и родом. Не индивидуализм и безудержное

потребительство, но взаимное служение и забота, которые берут начало,

прежде всего, именно в опыте традиционной семейной жизни, всегда были

ценностным идеалом наших народов.

Такие непреходящие семейные ценности, как крепкий брачный союз

мужчины и женщины, почитание родителей, их власти и авторитета,

уважение к старшим, забота о младших – скрепляют каждое общество и

государство. Их необходимо бережно сохранять и передавать последующим

поколениям, потому что они никогда не устаревают.

Успехи и будущее России напрямую связаны с той политикой, которую

проводит государство в отношении брака и семьи. Необходимым условием

развития экономики и промышленности, повышения обороноспособности,

сохранения политической стабильности является наличие в государстве

крепкой здоровой семьи, осуществляющей воспитание будущих поколений

на основе традиционных ценностей и идеалов. Духовно-нравственные,

экономические, социальные, политические, правовые приоритеты в нашей

стране должны стать такими, чтобы стремление к созданию крепкой,

многодетной, многопоколенной семьи стало естественным и привычным для

большинства людей.

В последние годы уже были сделаны некоторые существенные шаги в

этом направлении. В государственные документы высокого уровня вошли

важные декларации необходимости сохранять и защищать традиционные

семейные и нравственные ценности, авторитет и права родителей,

противодействовать широкому распространению абортов и т.п.

Тем не менее, в этой области остается много нерешенных проблем,

нуждающихся в неотложном внимании со стороны общества и государства.

Первопричина этих проблем в том, что осуществляемая государством

деятельность в сфере семейной политики до сих пор не имеет глубокой

концептуальной проработки, не представляет собой целостного системного

подхода к преодолению кризисных явлений распада института семьи.

В результате, вместо реализации мер по укреплению, основанных на

традиционных отечественных ценностях и историческом опыте народов

России, институтов брака и семьи, мы нередко видим со стороны

государственных органов совокупность противоречивых, мозаичных

подходов, в которых важные положительные шаги смешиваются с

неудачными, разрушительными для семьи правовыми и практическими

решениями.

Огромный ущерб российской семейной политике наносит

некритическое внедрение в правовое поле России чуждых и неадекватных

нашему менталитету принципов, якобы «общепринятых в мировой

практике», а на деле – разрушительных для традиционной семьи. Подобные

принципы зачастую основаны на популярных на Западе радикальных

религиозно-философских и мировоззренческих парадигмах, экстремистских

антисемейных идеологиях, и их внедрение в российскую жизнь и

юридическую практику может справедливо рассматриваться как прямая

угроза национальной безопасности и будущему нашей страны. Поддержку

такие опасные подходы находят также в бездумном, безответственном

бюрократизме, склонном подменять глубокий поиск подлинных ответов

копированием готовых чужих решений, сохранять и оправдывать ложную

парадигму, даже когда реальность и общество говорят о необходимости

отказа от неё. В результате этого опасные и вредные решения могут получать

поддержку на высоком государственном уровне, а необходимые и полезные

предложения – встречать серьезное бюрократическое сопротивление и не

приниматься годами. Складывающаяся геополитическая и внутрироссийская

обстановка требует изменить эту ситуацию.

Необходимо:

− осуществить системный пересмотр государственной семейной

политики и норм действующего законодательства, затрагивающих семью,

последовательно исходя из традиционных для народов России семейных и

нравственных ценностях, исключая из законодательства и практики все, что

им противоречит и угрожает, в частности ущемляет традиционно

понимаемые права семьи и родителей, ведет к необоснованному

вмешательству в семейную жизнь;

− при совершенствовании семейного законодательства России

неизменно исходить из традиционных семейных и нравственных ценностей,

уважения к правам и авторитету родителей, презумпции добросовестности

родителей в осуществлении их прав, а также презумпции соответствия

решений и действий родителей интересам детей, принципа суверенности

семьи во внутренней жизни;

− ввести в практику обязательную предварительную фамилистическую

экспертизу законопроектов и проектов нормативных актов на адекватность

принимаемых законов традиционным семейным и нравственным ценностям,

правам и интересам семьи.

Привлечь к осуществлению экспертной деятельности представителей

традиционных конфессий, просемейной общественности и экспертов, с тем,

чтобы исключить принятие Россией международных договоров, законов,

нормативных актов и государственных документов, противоречащих

традиционным семейным и нравственным ценностям, идущих в разрез с

правами и интересами семьи;

− утвердить фундаментальным и неоспоримым принципом работы всех

государственных и общественных институтов, а также средств массовой

информации и коммуникации в нашей стране уважение к традиционным

семейным и нравственным ценностям, правам и авторитету семьи и

родителей, включая системы образования и здравоохранения,

правоохранительную систему Российской Федерации;

− отказаться от тех международных договоров, которые явно не

отвечают принципу сохранения традиционных институтов семьи и брака,

национальной культуры и системы воспитания;

− реформировать сложившуюся правовую систему в отношении детства

на основе традиционных семейных и нравственных ценностей, уважения к

правам и авторитету семьи и родителей, освободив ее от элементов

антисемейной направленности, не создавая искусственный конфликт

поколений;

− сформировать благоприятные условия для возрождения и развития

семейной экономики, содействуя росту социальной и экономической

устойчивости семьи;

− создавать условия для повышения рождаемости, в том числе

содействовать направленности системы здравоохранения на сохранение и

восстановление естественного репродуктивного потенциала семей, мужского

и женского здоровья, благополучное рождение каждого зачатого ребенка,

эффективное противодействие абортам;

− сделать сохранение и возрождение традиционных семейных и

нравственных ценностей, защиту прав семьи и родителей, создание

благоприятных социальных, экономических и политических условий для

семейной жизни одним из фундаментальных и всеохватных приоритетов

государственной политики Российской Федерации во всех областях.

Считаем необходимым принять следующие неотложные меры в

указанном направлении:

− включить в программы общего среднего образования,

соответствующий возрастным особенностям детей и юношества предмет

«Нравственные основы семейной жизни», направленный на подготовку детей

к будущему заключению брака, созданию семьи и воспитанию детей на

основе традиционных семейных и нравственных ценностей, традиционной

для России культуры семейной жизни и воспитания детей;

− пересмотреть действующие и не допускать принятия новых законов и

нормативных актов, дающих право на постороннее вмешательство в

семейную жизнь, в действия и решения родителей, касающихся воспитания

детей, а также ущемляющих права родителей;

− пересмотреть недавно принятую новую редакцию ст. 116 и 116.1

Уголовного кодекса РФ и ст. 6.1.1 Административного кодекса РФ с тем,

чтобы полностью исключить возможность административного или

уголовного преследования добросовестных родителей за разумное и

умеренное применение к детям физического наказания в воспитательных

целях;

‒ исключить из юридической системы абсурдное, с точки зрения

возрастной психологии, традиционных нравственных норм народов России, и

противоречащие принципам классического воспитания, наделение ребенка

правовой субъектностью («права ребенка»).

‒ восстановить принцип презумпции невиновности в отношении

близких родственников, нарушенный статьей 116 УК РФ в новой редакции

закона 323-ФЗ

‒ отказаться от государственной поддержки в том или ином качестве

принципов, методов, теории, практики и пропаганды «ювенальной системы»

(в то числе и «ювенальной юстиции»), рассматривая её как угрозу

институтам семьи и брака, как источник дестабилизации социального мира и

согласия.

− исключить использование в законодательстве и в государственных

документах концепций, терминов и понятий имеющих антисемейные

идеологические корни и направленность, таких как «семейное насилие» или

«домашнее насилие», «репродуктивные права», «гендер/гендерный» и т.п.

‒ исключить финансирование искусственного прерывания абортов из

программ обязательного медицинского страхования;

− включать эффективные меры, направленные на экономическую

поддержку и защиту семей, имеющих детей, и молодых семей во все

правительственные пакеты антикризисных мер и любые антикризисные

программы;

− создать эффективную государственную программу экстренного

обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении

жилищных условий.

Реализацию этих и иных шагов, отражающих приведенные выше

принципы и направленных формирование ценностного вектора семейной

политики, следует рассматривать как неотложную необходимость и один из

важнейших государственных приоритетов. Это – условие движения России к

подлинно великому будущему.

Социальные сети и контакты

Контакты

C использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов